Шифр - безопасность полетов
Почему необходимо сохранить уникальную систему учебных заведений гражданской авиации России
(по материалам "Российской газеты" № 283 (5362) от 15 декабря 2010 г.)
НаталияЯчменникова
Свои предложения в законопроект представили ученые и специалисты МГТУ гражданской авиации. Какие? Об этом корреспондент «РГ» беседует с ректором, профессором Борисом Елисеевым.
Российская газета | Борис Петрович, ваши замечания касаются авиационных вузов?
Борис Елисеев | Не только. И транспортных вообще. Дело в том, что в законопроекте упоминаются военные, медицинские вузы. Но вот о транспортных даже упоминания нет. Почему — не понятно.
РГ | Хотя те же авиационные вузы имеют самую что ни на есть «горячую» специфику: связанную с безопасностью полетов?
Елисеев | Конечно! И с реализацией гражданами конституционного права на передвижение тоже. Специалистов для работы в гражданской авиации готовят, как правило, только отраслевые вузы. Например, СПбГУ ГА, Ульяновское высшее летное училище и МГТУ ГА. Но даже между ними существует четкое разделение функций: в Питере и Ульяновске выпускают пилотов, штурманов и диспетчеров. И только наш университет готовит инженеров по технической эксплуатации и ремонту воздушных судов и авиадвигателей: механиков, электриков, радистов...
РГ | Известно, что выпускники летного училища выпускаются на определенный тип самолета, а инженеры?
Елисеев | Скажу так: глубокой теоретической подготовки достаточно, чтобы потом освоить любой тип воздушного судна и авиационного двигателя. В этом мы уникальны. И важнейшим преимуществом подготовки стало использование двухуровневой системы бакалавр — магистр наряду с традиционной подготовкой специалистов.
РГ | Вы, насколько я знаю, попали в проект лучших образовательных программ инновационной России?
Елисеев | Да. Из 30 тысяч заявленных была выбрана тысяча лучших. К их числу отнесена и программа нашего вуза «Эксплуатация авиационной и космической техники», реализуемая в формате бакалавр — специалист — магистр.
РГ | В сентябре ИКАО утвердила новую политику в подготовке авиационных специалистов, которая предусматривает аттестацию вузов и соответствующих курсов. Что это значит?
Елисеев | В течение трех лет ИКАО намерена оценить все учебные заведения на соответствие очень жестким стандартам подготовки. Вот выдержка из документа: «учебные заведения, которые хотят получить аттестацию, должны больше опираться на компетентность и практическую эффективность». По сути речь идет об образовательных стандартах третьего поколения, которые у нас уже разработаны. Дело в том, что МГТУ ГА является учебно-методическим центром для эксплуатационных специальностей. В него входят 24 аэрокосмических вуза, шесть из которых — стран СНГ.
РГ | Вуз внесен в реестр ИКАО?
Елисеев | Разумеется. Более того, каждая специальность имеет свой шифр ИКАО. То есть образование, полученное у нас, признается всеми национальными авиапредприятиями. В документах ИКАО записано, что этот список учебных заведений — важный элемент программы TRAINAIR PLUS. Он находится в режиме онлайн и будет подвергаться переработке в зависимости от прохождения учебным заведением аттестационных процедур. Если в новом законе «Об образовании» не будет четко проведена линия на выделение транспортных вузов вообще и авиационных в частности, они просто потеряют свое лицо. Они не смогут находиться в справочниках ИКАО, и специальности не будут востребованы. То же самое произойдет, если в результате каких-то изменений авиационные вузы будут присоединены к каким-то иным вузам. Необходимо сохранить уникальную систему учебных заведений гражданской авиации, в том числе и средних. Их нельзя распылять.
РГ | Тем более что в отрасли сейчас созданы три прекрасных университетских комплекса. Не случайно иностранцы едут в Россию за знаниями?
Елисеев | Едут. И получают очень качественный и относительно недорогой диплом бакалавра по технической специальности. А потом многие быстро учатся на пилотов. То есть наша система подготовки признана во всем мире. Ее нельзя потерять, а следует укреплять и совершенствовать.