Для современного высокотехнологического мира характерны активные процессы устаревания и обновления знаний. Обучение в течение всей жизни становится необходимостью и обеспечивается реальными условиями осуществления процесса непрерывного образования и саморазвития каждого индивидуума. LLL концепция (LLL – LIFE LONG LEARNING) – «образование через всю жизнь» – явилась результатом отражения новой картины мира, когда глобализационные процессы, происходящие на планете, выдвигают новые жизненно необходимые тенденции постоянного повышения квалификации членов социума. В связи с этим высшим учебным заведениям необходима гибкая система формирования, поддержки и контроля передовой базы знаний, отвечающей требованиям современной парадигме образования.
Научно-техническая революция, информационная революция, Интернет-технологии обеспечивают как устаревание, так и обновление знаний. Глобальные изменения быстро обновляющейся информационной среды влекут за собой необходимость овладения все новыми и новыми знаниями и компетенциями.
Современному человеку для приобретения уверенности в себе и преуспевания в профессиональном плане обходимо обновлять знания и профессиональные компетенции в течение всей жизни. В связи с демографической ситуацией все более важным становится продолжение обучения или обновление умений уже взрослыми гражданами.
Таким образом, потребность в системе непрерывного образования связана с объективными процессами современного этапа развития общества, строящегося как общество, основанное на знаниях.
В проект Концепции целесообразно включить:
- Для дальнейшего развития системы непрерывного профессионального образования необходимо создать прозрачную, открытую систему информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающую полноту, доступность, своевременное обновление и достоверность информации (ресурсные центры предоставления образовательных услуг, сетевое взаимодействие образовательных учреждений и т.п.).
- Приоритетной задачей является разработка и актуализация отраслевых профессиональных стандартов, которые должны служить основой для построения системы непрерывного профессионального образования, для разработки образовательных стандартов различных уровней образования и оценочных средств для сертификации персонала в системе ДПО.
- В связи с переходом к уровневой системе образования у работодателей возникнет необходимость адаптирования выпускников вузов к работе с учетом требований профессиональных стандартов в конкретной сфере деятельности. Для этого в системе непрерывного профессионального образования должна быть усилена роль ДПО (особенно такой формы как переподготовка) на базе отраслевых учебных центров или учебных центров предприятий с участием образовательных учреждений ВПО.
- Для создания эффективной системы непрерывного профессионального образования потребуется согласование образовательных программ различных уровней образования на основе требований профессиональных стандартов.
- Необходимо предусмотреть участие вузов в сертификации корпоративных программ подготовки и переподготовки кадров в рамках отраслевой системы непрерывного профессионального образования.
- В системе непрерывного профессионального образования возрастает роль модульных программ с индивидуальной траекторией повышения квалификации и переподготовки специалистов, реализуемых в течение продолжительного периода времени для обеспечения карьерного роста работника, в частности, на основе дистанционных технологий обучения.