А какие специалисты особенно нужны?
Борис Елисеев: Инженеры-механики, электрики и радисты. С развитием московского аэроузла резко вырос спрос на инженеров-бакалавров. Так что наши филиалы-колледжи ожидает ощутимый конкурс.
С сентября все вузы будут работать по новому закону "Об образовании". Позиции, которые касаются авиационных вузов, вас устраивают?
Борис Елисеев: Безусловно. Все наши предложения учтены. Что принципиально? Закон впервые утверждает верховенство международных требований. И одно из главных - авиационный вуз обязательно должен иметь мощную учебно-тренажерную базу.
Еще недавно учебных авиатренажеров катастрофически не хватало. Что-то изменилось?
Борис Елисеев: Конечно. Спасибо Росавиации. Только за последние два года мы получили несколько современных тренажеров. Cемь универсальных имитаторов позволяют моделировать процесс эксплуатации самых различных воздушных судов. Появились тренажеры пилотских кабин самолетов Airbus А319/А320/А321. Для работы на них первая группа преподавателей уже прошла обучение по программе подготовки сертифицированных инструкторов. У нас есть самые современные комплексные тренажеры для обучения диспетчеров и т.д.
Уникальный тренажер "комбинированная реальность" разработали как раз в вашем университете?
Борис Елисеев: Да, это наша гордость. Система дает возможность моделировать абсолютно любые ситуации на земле и в воздухе. Включая аварийные.
А что стоит в учебном ангаре? Все-таки будущие инженеры должны практиковаться на реальной технике.
Борис Елисеев: Помню, с каким трудом когда-то университет получил списанные самолеты Ил-86 и Ту-154. И то это была личная договоренность ректора с руководством "Аэрофлота". В пяти филиалах вуза - технических училищах ситуация была еще хуже. В Егорьевском филиале учебные пуски двигателей проводили на "старичках" Ан-24. Впрочем, для ознакомительной практики отечественные воздушные суда, которые не выведены из эксплуатации, вполне подходят.
Иностранные самолеты "в натуре" есть?
Борис Елисеев: Пока только "виртуальные". Но наши студенты проходят практику в ведущих авиакомпаниях на самых современных воздушных судах. Как российских, так и западных. Самолетов-"иномарок" в российском авиапарке уже сегодня почти 600 единиц. И эта цифра будет только расти. Для сравнения: двенадцать лет назад было только 46.
Это учитывается в учебных программах?
Борис Елисеев: Разумеется. Недавно мы встречались с руководством российского представительства Airbus. Обсуждали варианты сотрудничества по подготовке инженеров на самолеты этой марки. Получили предложение принять участие в престижном международном проекте "Темпус". Это одна из программ Евросоюза. С российской стороны сюда входят МГТУ ГА, СПбГУ ГА и МАИ, а от Евросоюза - университеты Севильи, Болоньи и Академия гражданской авиации Франции. Цель - разработка международной программы "Магистр гражданской авиации" и, соответственно, получение двух дипломов.
Вообще требования сегодня ужесточены как никогда. Скажем, система образования авиаспециалистов европейского уровня контролируется и сертифицируется SAA EASA - органом надзора по безопасности Европейской авиационной администрации. И учебному заведению, имеющему право на такие образовательные программы, присваивается статус соответствия PART-147.
Ваш вуз такой статус имеет?
Борис Елисеев: Работаем над этим. Филиалы будут получать такой статус по готовности. Первый на очереди Егорьевский имени Валерия Чкалова. А МГТУ ГА уже включен в авторитетный реестр ИКАО.